mercredi 21 septembre 2011

Преступление без наказания ( Un crime sans châtiments )


Самые обычные, распространенные и страшые преступления совершаются совсем рядом, в обычных семьях, за закрытыми дверьми. По опросу населения Казахстана основной жертвой бытового насилия является женщина, которая чаще смиряется со своим положением, оставляя совершенное против нее преступление безнаказанным. За год в алматинский кризисный центр "Подруги" обращаются до двух тысяч женщин, в офисе сутками не умолкает телефон доверия и первое, что слышат сотрудники центра:
- Помогите, он меня избивает...

1. - Кризисный центр "Подруги" образовался в 1998 году в кругу близких людей, когда у одной из наших подруг была подобная проблема, - рассказывает руководитель центра Надежда Степановна Гладырь
2. - Постепенно к нам стали обращаться за помощью другие женщины, за 13 лет работы мы многое повидали. Кому-то помогли выйти из трудных семейных ситуаций, вернули их к нормальной жизни
3. - До выхода закона "О профилактике бытового насилия" мы могли только психологически поддерживать женщин, но с принятием закона 1 января 2010 года у нас появилась возможность заниматься защитой прав женщин и юридически. Девушки должны зафиксировать побои у судмедэксперта, если в течение года побои повторяются три раза, то они могут написать заявление и привлечь к уголовной ответственности уже не просто за побои, а за истязание. А это статья 107 УК, где максимальный срок лишения свободы до семи лет
4. - Но в законе есть свои недочеты. К примеру, за нанесение тяжких телесных повреждений нарушителю выписывается защитное предписание сроком всего на десять дней. То есть 10 дней ему запрещается совершать повторное бытовое насилие, а также разыскивать, преследовать, посещать, вести устные и телефонные переговоры с потерпевшим. Или, например, нарушитель может заплатить штраф и с ним проведут профилактическую беседу, когда можно было бы его наказать общественными работами. Пусть подметает улицы, убирает снег - и ему наказание, и людям польза. Кроме того, такой работой он может возместить государственные издержки, потраченные на него
5. В офисе кризисного центра висит карта города Алматы, на которой отмечены районы, где чаще всего происходят факты разного вида насилия
6.
7. В кризисном центре каждый сотрудник умеет вести диалог с жертвами, кому нужна помощь и поддержка. Как правило, женщинам, которые звонят в первый раз, важнее поговорить, высказаться о своей проблеме. Свое имя она может назвать по желанию. При разговоре сотрудник определяет, какая проблема и вид необходимой помощи ей требуется. И после разговора, если потерпевшая соглашается прийти на консультацию, первым делом для нее разрабатывается индивидуальный план безопасности 
8. Елена Карстен, исполнительный директор центра, работает в центре с 1998 года: "За эти годы многое пришлось повидать. У нас жила женщина в приюте, муж которой не только бил ее, но и сжег их совместный дом. Она была настолько напугана, что первое время пугалась любых мужчин. Иногда в работе мы сами рискуем. Однажды к нам в офис, в поисках жены, пришел муж и требовал вернуть ему супругу. Было немного не по себе, но самое главное для меня было не вызывать у него агрессию. В приют ему попасть так и не удалось"
9. За закрытыми дверьми Надежда Ивановна ведет разговор с женщиной. За семь лет через ее руки прошло несколько тысяч искалеченных судеб: "В день на телефон доверия звонят от 3 до 12 женщин, -  рассказывает Надежда Ивановна. - После праздников особенно часто. Сегодня был очень тяжелый звонок - женщину часто избивал муж, но его посадили только после того, как он нанес ей ножевое ранение. Все это происходило на глазах у троих детей. Женщина рассказала нам, что нашла прощальное письмо десятилетней дочери, где она написала, что не хочет больше жить. Мы помогли устроить ее детей в санаторий, где с ними сейчас работают детские психологи"
10. Рисунки детей - свидетелей домашнего насилия. 12-летний Тимур вместе с мамой и сестрой оказался в приюте кризисного центра, после того, как отец очередной раз жестоко избил маму. В своем рисунке он нарисовал свою будущую семью: "Я думаю, что буду хорошим отцом, и у меня будет полноценная семья. Я буду заботиться о своей маме и своей семье"
 
11. 14-летняя Аня попала в приют вместе с мамой из-за сексуального домогательства со стороны отчима. В своем рисунке она изобразила бабушкин дом, в котором часто гостила маленькой девочкой
12. Сейчас у центра есть приют, адрес, которого сотрудники держат в секрете. Это небольшая квартира на пять человек, но в скором времени им обещали выделить настоящее здание. Сейчас в приюте находится женщина, которая по понятным причинам, отказалась показать свое лицо: "После рождения второго ребенка он стал агрессивным, начал бить меня, оскорблять, унижать по любому поводу - не так  приготовила, не так постирала. Ему доставляло удовольствие меня избивать, и чем больше я его умоляла, тем сильнее он меня бил. Бил в основном по лицу и голове. Уйти мне было некуда, в полицию идти я боялась, он угрожал, что тогда убьет меня. Сейчас я нахожусь в приюте, домой к родителям возвращаться стыдно, а к мужу - страшно. Дети у тети мужа и я сильно по ним скучаю. Спасибо сотрудникам центра, без них бы я пропала..."
13. Все начинается с легких пощечин, с годами переходящие в настоящие побои. И если женщина вовремя не защитит себя, последствия бытового насилия могут быть самыми печальными...
14. В Казахстане ежегодно от домашнего насилия погибает 570-590 женщин и девочек. За I полугодие 2011 года в полицию Алматы обратились 754 женщины, пострадавшие от бытового насилия
15. Интервью с женщиной, которая, несмотря на пережитые унижения и побои, смогла найти в себе силы, чтобы изменить отношение к себе и сохранить семью:
- Меня зовут Динара (имя изменено). Я вышла во второй раз замуж с двумя детьми, муж меня очень сильно любил, но после трех лет жизни под влиянием его родственников, которые с самого начала были против нашего брака, сильно изменился. В начале это были пощечины, потом он стал меня бить, а после всегда просил прощения, и я его, естественно, прощала. Но побои не прекращались. Когда я была беременной на пятом месяце, родители мужа  кое-как согласились меня принять, но с условием жить с ними. Я любила мужа и поэтому согласилась. В частном доме мне приходилось делать все по дому, несмотря на уже большой живот, из-за чего я несколько раз попадала в больницу с угрозой выкидыша. Отношения с его родителями не становились лучше, а муж постоянно был нервным. Однажды он оставил меня одну в городе, было десять вечера, мне пришлось идти пешком с микрорайона "Орбита" до "Атакента", чтобы хотя бы переночевать у своей знакомой. Наутро она посоветовала мне обратиться в кризисный центр "Подруги" и уже через час со мной говорили психологи центра
16. - Когда меня выслушали и предложили пойти в приют, мне стало страшно. Я представляла себе большое помещение, где холодно и грязно, но все оказалось совсем наоборот. Чистые комнаты, домашняя обстановка. Там я провела все время до родов. После рождения сына мне приходилось возвращаться в приют еще несколько раз, и все время центр с пониманием относился к моей проблеме, помогал мне понять себя, обрести уверенность через тренинги. Пока я находилась с грудным ребенком в приюте, без дела не сидела, устроилась курьером и мыла полы. Постепенно с мужем наладились отношения, а все потому, что я стала себя уважать, моя самооценка повысилась, я знала свои права и при каждом его скандале, могла себя защитить. Я поняла, что надо уважать и любить себя, и тогда унижения со стороны мужчины прекратятся. Сейчас у нас с мужем четверо детей, больше нет того ужаса, что было в прошлом, я вытерпела все и сохранила семью, только потому что люблю своего мужа.
17. Отрывки из писем женщин, проходивших реабилитацию в приюте кризисного центра "Подруги" :
"..Я умоляла его не битъ меня по голове, но остановиться он не мог....
18. "....бил меня куда попадет: по животу, груди, спине, при этом все время говорил: « Я научу тебя слушаться, ты будешь жить по моим правилам. Я - в доме хозяин! Я - мужчина!» С каждым ударом он зве­рел все больше и больше. Я упала на пол, сил сопротив­ляться уже не было...." 
19. "...Когда Наталья появилась в приюте, мы еле сдержали жалостливые восклицания. Но это были только видимые на лице припухлости, синяки и царапины. Руки она пыталась прятать в рукава линялой кофты. Присутствовавшие при ее переодевании ко сну женщины делились наутро, какие жестокие и ужасные побои покрывали все ее тело, с ног до головы. На руках алели свежие шрамы от прижиганий сигаретой..."
20. ".... я услышала громкую музыку, вышла из ванной и сразу получила удар по уху, от которого у меня лопнула пе­репонка. Он стал выгонять меня из дома, кричал, что­бы я собирала вещи, но, когда я пошла к шкафу, он разозлился еще больше. На меня постоянно сыпа­лись удары, он кидал в меня все, что ему попадалось под руку, а потом он швырнул в меня аквариум. Меня спасло то, что в это время к нам пришла его мать, она стала его успокаивать и говорить, что, если он хочет, я уйду. Но он неожиданно закричал, что любит меня и живую никуда не отпустит, а потом кинулся меня душить..."
21. "...Он сломал мне 2 ребра, порвал рот, выбил зубы. Ноги истыкал зонтиком и отбил почки. Пинал, топтал, душил до утра..."
22. "Однажды мужа не было дома два дня, где-то гулял с друзьями. Пришел, начал кричать, ломать мебель, разбил посуду в серванте, вел себя, как бандит. Началась перепалка, крики. Ударил меня раз, потом еще. Со всего размаху швырнул меня к стене. Я ударилась головой, все потемнело, голова закружилась..."
23. Редакция Voxpopuli благодарит девушек, которые не остались в стороне и приняли участие в постановочных фотографиях женщин - жертв домашего насилия. Все обитатели приюта слишком напуганы, чтобы открыто показывать свои лица: есть страх перед общественностью и собственными мучителями. Все побои были сделаны визажистом в соотвествии с настоящими фотографиями кризисного центра
Майя Акишева (главный редактор журнала Cosmo): "Мы посвящали теме домашнего насилия материалы в Cosmo – к сожалению, она по-прежнему актуальна в нашей стране. Если, не дай Бог, вы столкнулись с насилием со стороны близкого человека, самое главное – не поверить, что вы действительно заслуживаете такой участи. Очень часто, и это видно из писем пострадавших читательниц, жертва начинает оправдывать своего палача, даже... жалеть его во время приступов "раскаяния", которые следуют за побоями. Надо не закрываться в себе и своем горе, а обращаться за помощью – к близким, друзьям, в кризисные центры. Надеюсь, эта фотосессия привлечет внимание к больной теме, и женщины, узнавшие себя в этих историях поймут: они заслуживают любви, уважения, достойной жизни. Они не обязаны приносить себя в жертву психически ненормальным, закомплексованным домашним тиранам"
24. Гульнара Дуйсен (офис-менеджер): "У наших девушек менталитет восточных женщин, и они очень терпимы. Многие живут по принципу "стерпится" часто ради детей. Почему я согласилась сниматься? Хотя я сама не сталкивалась с этим, но наслышана о таких историях. Хотелось бы внести свою лепту в борьбу с домашним насилием и выразить им свою поддержку"
25. Айнур Айдингалиева (аудитор): "Пока накладывался грим, у меня в голове не было целостной картинки как что происходит снаружи, поэтому внутренне я оставалась все той же жизнерадостной и веселой девушкой, однако, увидев себя в зеркале, была шокирована. Я поняла, что девушки, которые подвергаются насилию, не просто унижены или избиты, они сломлены внутри, вот почему им так сложно вновь стать тем, кем они были, они теряют дорогу к себе и им невероятно сложно вновь почувствовать себя счастливыми. Возможно, синяки и ссадины заживут, однако те раны, что остаются в их душе, не затягиваются годами"
26. Асель Абдурахманова (визажист):"Женщина в нашем сегодняшнем обществе почти так же виктимна, как и в пору своей полной экономической зависимости - сознание общества просто не поспевает за изменениями окружающей действительности. Казалось бы, только вчера женщину обменивали на некоторое количество голов скота, а сегодня она уже полноправный член общества. Лично у меня складывается ощущение, что сами женщины оказались не вполне к этому готовы, и отголоски прошлого частично проявляются в бытовом насилии. Но это лишь одна из сторон этой проблемы, существуют и другие"
27. Наиля Нуретдинова (дизайнер-модельер): "Я к теме бытового насилия относилась абсолютно нейтрально года два назад. Мне казалось,что если женщину бьёт любимый мужчина - она это терпит и сама виновата, пока меня однажды по дороге домой из гостей он не вытащил из машины и не ударил головой об асфальт. Больно было не от боли, а от предательства. Вво мне веса всего 47 кг, а он решил,что может со мной так обойтись...И ведь простила, нашла в себе силы, вопреки всему, вопреки врачам, которые по характеру травм поняли, как они получены, вопреки родителям с корвалолом, вопреки своей гордости... ВСЁ ради любви. Думаешь оценил? Нет, ушел к другой через 1,5 года...Может тоже бьёт, мне ничего не объяснил..."
28. Гульнара Тлеубай (промоутер): "Девчонки, держитесь, не давайте унижать себя, любите себя! И не надо терпеть их жестокость ради детей,целостности семьи, боясь осуждения со стороны людей. Думайте о душевном здоровье детей, а иначе вы вырастите таких же монстров. Ведь дети копируют поведение своих родителей"

Женщины, которые подвергаются бытовому насилию, могут обратиться за помощью в Кризисный центр "Подруги" по телефону доверия: +7 (727) 298 45 85
Адрес центра: г. Алматы, мкр. 10, д.1, кв.1, телефон: +7 (7272) 281296, 984677, e-mail: podrugi@alnet.kz



Source ;  http://www.voxpopuli.kz

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire